Всё о падежах - 4
Отложительный, лишительный, превратительный и звательный падежи
Отложительный падеж (аблатив)
Этот падеж называют также исходным. Форма аблатива схожа с формой родительного падежа, употреблённого с такими предлогами, как «с», «от», «из».
Аблатив указывает на траекторию движения объекта или субъекта, а точнее, на её исходную точку. «От кого?», «отчего?», «откуда?», «от чего?» - именно на такие вопросы отвечают слова в форме отложительного падежа: идти с урока, из лесу, из дому. В отложительном падеже существительное часто становится безударным.
Лишительный падеж (абессив)
Лишительный падеж используется там, где есть место отрицанию: он не имеет права (ср.: он имеет полное право), они не знают всей правды (ср.: они знают правду), ни шагу назад (ср.: сделать три шага вперёд).
Не во всех случаях с отрицанием встречается родительный падеж, порой в подобных примерах следует употреблять форму винительного: я не вожу машину, он не пьёт сок, не пить водку.
Превратительный падеж (транслатив)
Иначе называется включительным. Этот падеж является производным от винительного. Он отвечает на вопрос «в кого?», «во что?»: я бы в лётчики пошёл, взять в жёны, годится в сыновья, баллотироваться в президенты, идти в космонавты.
Превратительный падеж – это особая форма имён существительных, обозначающая становление кем-нибудь, превращение во что-нибудь, переход в какое-то состояние или положение, изменение во что-нибудь.
Например, в словосочетании «идти в учителя» существительное стоит во множественном числе, и по логике его надо использовать в винительном падеже. Тогда выражение звучало бы как «идти в учителей», что режет слух. Но и именительным падежом эту форму нельзя назвать, потому что перед существительным имеется предлог, что не свойственно именительному падежу; а также существительное не выступает в роли подлежащего, значит, здесь речь идёт о косвенном падеже. Таким образом, форма транслатива совпадает с формой множественного числа именительного падежа, но при этом отвечает на вопросы винительного.
Звательный падеж (вокатив)
Звательный падеж употребляют для того, чтобы идентифицировать объект, к которому использовано обращение. Как правило, это касается имён существительных. Падежом такую форму называют условно, так как в строго грамматическом смысле подобная форма вовсе не является падежом.
Эта падежная форма уходит своими корнями в индоевропейские языки. Позже в большинстве языков этот падеж перестал существовать, но некоторые языковые системы до сих пор сохранили такую падежную форму.
В русском языке начало отмирания этой формы относится примерно к 11 веку, когда стало прослеживаться смешение звательного падежа с именительным. Позже такая форма ещё встречалась, но использовалась она только при почтительном обращении к людям, имевшим высокий ранг. Подобное употребление было зафиксировано в 14-15 веках (в берестяных грамотах): «Отче!», «Господине!», «Княже!» и т.д.
Из разговорной речи звательная форма ушла в середине 16 века, лишь в церковном языке обращение подобного рода продолжало существовать, например «Владыко!».
Вплоть до 1918 года в русских грамматиках этот падеж был седьмым в списке падежей. В наши дни, если подобная устаревшая форма и сохранилась, то её используют в качестве формы именительного падежа: владыко Моисей читал молебен. Устаревшая форма всё еще продолжает существовать в некоторых архаизмах, прежде всего в устойчивых оборотах: «Боже упаси», «Господи», «батюшки», «а поворотись-ка, сынку».
Иногда под современным звательным (или новозвательным) падежом понимаются словоформы с нулевым окончанием существительных первого склонения: Миш, Лен, Тань, Танюш, бабуль, мам, Лен, Коль, пап.
Некоторые лингвисты трактуют эти формы не как звательный падеж, а как звательную форму. Это объясняется самим определением падежа, который должен выражать синтаксические отношения, а мы знаем, что обращения членами предложения не являются и в синтаксических отношениях не участвуют.
Также читайте о падежах в рубрике #правила@love_russian_language